О
понятии «авторское право» слышали все, но многие его аспекты до сих пор кажутся
малопонятными, поэтому и обросли мифами, противоречащие реальному положению
дел, а порой и здравому смыслу.
Миф № 1. Можно использовать всё, если указать источник.
Реальность: Многие уверены, что любой контент, который есть в интернете, можно копировать без разрешения, если указать имя автора и источник. Но отсутствие запрета не считается согласием или разрешением. Если автор в прямой форме не согласился на копирование своего материала, то его использование считается незаконным.
Миф № 2. Авторское право нужно
регистрировать.
Реальность: Государственная регистрация произведений науки, литературы, искусства в России не предусмотрена. Права на произведения возникают без регистрации.
Возможно
лишь оформить авторские права на программы ЭВМ и базы Данных, которые также
относятся к авторскому праву.
Миф № 3. Если взять фрагмент произведения, то это не
считается нарушением авторских прав.
Реальность: Согласно
пункту 7 ст. 1259 Гражданского Кодекса РФ, авторские права распространяются и
на любую, даже самую маленькую часть произведения. Это может быть несколько
секунд музыкальной композиции или минута из фильма или пара предложений из
текста. Незаконной использование части будет наказываться точно также как и плагиат целого произведения.
Миф № 4. Есть объекты без авторских прав.
Реальность: Объектом авторского права является любое произведение автора, в которое вложен творческий труд человека, которое облечено в форму, доступную для восприятия другим человеком. Все, что создано автором-человеком в результате его творчества — безусловно, охраняется.
Однако
законом действительно предусмотрен ряд исключений — объекты, на которые не
распространяются авторские права, но и произведениями эти объекты назвать
нельзя. Например, расписания транспорта, телепрограммы, тексты судебных актов,
новости и т.д.
Миф № 5. Права на контент в социальной сети нельзя защитить.
Реальность : Аккаунт в социальной сети можно рассматривать
как минимум с точки зрения трех объектов интеллектуальной собственности —
сложный объект, составное произведение и база данных. Поэтому защита возможна.
Аккаунт в социальной сети можно защищать как прямо поименованный в законе
результат интеллектуальной деятельности (РИД).