Самые знаменитые мифы об авторском праве

 


О понятии «авторское право» слышали все, но многие его аспекты до сих пор кажутся малопонятными, поэтому и обросли мифами, противоречащие реальному положению дел, а порой и здравому смыслу.


 Миф № 1. Можно использовать всё, если указать источник.

Реальность: Многие уверены, что любой контент, который есть в интернете, можно копировать без разрешения, если указать имя автора и источник. Но отсутствие запрета не считается согласием или разрешением.  Если автор в прямой форме не согласился на копирование своего материала, то его использование считается незаконным.

 

Миф № 2. Авторское право нужно регистрировать.

Реальность: Государственная регистрация произведений науки, литературы, искусства в России не предусмотрена. Права на произведения возникают без регистрации.

Возможно лишь оформить авторские права на программы ЭВМ и базы Данных, которые также относятся к авторскому праву.

 

Миф № 3. Если  взять фрагмент произведения, то это не считается нарушением авторских прав.

 

Реальность: Согласно пункту 7 ст. 1259 Гражданского Кодекса РФ, авторские права распространяются и на любую, даже самую маленькую часть произведения. Это может быть несколько секунд музыкальной композиции или минута из фильма или пара предложений из текста. Незаконной использование части будет наказываться точно также  как и плагиат целого произведения.

 

Миф № 4. Есть объекты без авторских прав.

Реальность: Объектом авторского права является любое произведение автора, в которое вложен творческий труд человека, которое облечено в форму, доступную для восприятия другим человеком. Все, что создано автором-человеком в результате его творчества — безусловно, охраняется.

Однако законом действительно предусмотрен ряд исключений — объекты, на которые не распространяются авторские права, но и произведениями эти объекты назвать нельзя. Например, расписания транспорта, телепрограммы, тексты судебных актов, новости и т.д.

 

Миф № 5.  Права на контент в социальной сети нельзя защитить.

Реальность :  Аккаунт в социальной сети можно рассматривать как минимум с точки зрения трех объектов интеллектуальной собственности — сложный объект, составное произведение и база данных. Поэтому защита возможна. Аккаунт в социальной сети можно защищать как прямо поименованный в законе результат интеллектуальной деятельности (РИД).